Туризм в Прикамье: мифы и реальность, возможности и перспективы.

Общемировые тенденции экономического прогресса характеризуются возрастанием роли сферы услуг, опережающим развитием третичных и четвертичных видов деятельности. Воодушевленные достижениями инфраструктурных отраслей, а особенно их высокой нормой прибыли, государственные и региональные власти обычно рассматривают именно этот сектор хозяйства в качестве наиболее привлекательного объекта для инвестиций. Не миновала "чаша сия" и Пермскую область. Периодически выдвигаются и разрабатываются проекты и программы, проводятся конкурсы и семинары по развитию индустрии гостеприимства в Прикамье. Отдельные муниципальные образования всерьез уповают на туристический бизнес как локомотив регионального развития, напрямую связывая свои перспективы с реализацией соответствующих масштабных проектов. Иначе как "прожектами", в том виде в каком это преимущественно преподносится сегодня, создание подобных объектов назвать нельзя. Достаточно вспомнить проект "Большая Ослянка", длительное время лоббируемый администрацией г. Кизела и сегодня благополучно "почивший в обозе".

Трудно спорить о пропульсивных свойствах туристического бизнеса. Даже по самым приблизительным оценкам мультипликативный коэффициент (отношение числа рабочих мест, создаваемых в смежных отраслях к числу рабочих мест, возникающих в данной сфере деятельности) для индустрии гостеприимства превышает тридцать. В нефтедобывающей отрасли этот коэффициент (по оценкам самих нефтяников) составляет 4,6, в черной металлургии - 13,6. Именно этот показатель делает туризм наиболее привлекательным для регионального развития. При этом забывают, что для создания этих рабочих мест в смежных отраслях (в том случае если их нет) требуются огромные инвестиции.

С этой точки зрения Пермская область представляет собой крайне "неблагодарный" край. Достаточно отметить, что в области нет подготовки профессиональных кадров высшей квалификации (высшего образования) по таким крайне необходимым для индустрии гостеприимства специальностям как технология производства продуктов питания (тем более специально ориентированных на туристический рынок - сублимированных, высококалорийных, расфасованных на суточные порции и т. д.), технология производства товаров легкой промышленности (тем более спортивное снаряжение, специальные одежда, обувь и пр.), инженер транспорта, полиграфия и т. д. Можно сколько угодно спорить о конкурентных преимуществах Пермской области в области развития туризма, но реальная ситуация свидетельствует о нашей неподготовленности к этому процессу. Если говорить о внешнем (въездном) туризме, то даже та немногочисленная кучка туристов, приезжающих к нам извне (их количество в целом по области за год не превышает десяти тысяч человек), возмущается нашим сервисом и нашей не нацеленностью на сотрудничество. Усилия региональных властей часто растрачиваются впустую и не способствуют формированияю у региона позитивного имиджа. В этой связи уместно напомнить об еще одном распространенном мифе. Каждая зарубежная поездка региональной элиты или встреча с представителями иностранных деловых кругов заканчивается многообещающими декларациями и заверениями о всестороннем сотрудничестве. В реальности годовой объем прямых иностранных инвестиций в область не превышает 30 млн. долл. (10 долларов на душу каждого пермяка - сумма смехотворная).

Совершенно другие перспективы раскрываются для области в новейших сегментах туристического рынка. К числу таких направлений относится экологический туризм. Причем область интересна не только в плане наличия объектов для посещений, но и с точки зрения организации "экологически чистого" отдыха. Например, с распадом СССР агроклиматические ресурсы региона стали благоприятны (с точки зрения общероссийских условий в целом) для ведения сельскохозяйственного производства. Поэтому область специализируется на зерновом хозяйстве, выращивании картофеля и овощей, производстве молочной продукции, свинины и мяса птицы, яиц и пр., а традиции земледелия и животноводства у населения имеют тысячелетнюю историю.

Кризис перехода к рыночной экономике нанес значительный ущерб аграрному сектору, но проведя своего рода "инвентаризацию", оставил на плаву наиболее жизнеспособные и эффективные хозяйства, обладающие рядом конкурентных преимуществ даже по сравнению с западными производителями. Одним из таких преимуществ является экологическая чистота производимой продукции. Выпуск большинства видов пищевых продуктов основан на использовании только местного сырья. В область, например, почти не ввозятся импортные мясопродукты, а поставки другой продукции извне ограничивается соседними не менее экологически благополучными регионами - Удмуртией, Кировской областью, Башкирией.

На протяжении последних 13-14 лет в аграрном секторе практически не используются минеральные удобрения (в 1999 г. минеральные удобрения вообще были использованы на 32% посевных площадей, а органические - на 2%), средства защиты растений и животных, иные химические компоненты интенсивных аграрных технологий. Например, использование удобрений в расчете на гектар посевов составляет последние годы 14,8 кг, против 300-400 кг в развитых странах. И если по зарубежным меркам для производства экологически чистой биопродукции почве необходим трехлетний отдых, чтобы освободиться от химического прессинга, то в Прикамье этот срок давно перекрыт. Причем продукция ряда предприятий пищевой отрасли, использующих именно местное сырье, например Верещагинского хлебокомбината, вполне соответствует запросам зарубежных потребителей (толокно, овсяные хлопья, детское питание из гречихи и овса и т. д.) и сертифицирована как "экологически чистая продукция". В этой связи следует вспомнить о пресловутом комбинате детского питания, которы й так и не был построен, но для которого был проведен цикл исследований по выявлению экологически чистых территорий - поставщиков сельскохозяйственной продукции. Результатов этих исследований приобретают в рассматриваемом контексте особую ценность.

Дополнительным поставщиком биопродуктов для пищевой, легкой и химической промышленности могут быть лесные (в первую очередь недревесные ресурсы). Дичь и рыба, лесные растения, плоды и ягоды, кедровые орехи и многие другие продукты не только разнообразят экологически чистый стол, но и составят существенное дополнение к доходам местных жителей и региональных бюджетов. По самым приблизительным оценкам сбор "даров леса" позволяет заработать жителям лесных районов за сезон до 15-20 тыс. рублей. И это при отсутствии какой-либо поддержки со стороны местных властей и развалившейся системе централизованного сбора и заготовок. При этом крупнейший российский производитель йогуртов - компания "Вимм-Билль-Данн" завозит чернику для своих предприятий из Ирландии.

Следует отметить, что понятие биопроизводства не ограничивается сельским хозяйством и продуктами питания. Сюда включается и производство экологически чистой мебели, одежды, строительных конструкций и пр. Потенциал Прикамья в этом отношении уникален. Для многих предприятий и производств до сих пор по разным причинам остаются недоступными импортные технологии, основанные на широком использовании синтетических и искусственных материалов. Именно с этого ракурса открываются благоприятные перспективы для возрождения и развития обувной (особенно войлочно-валяльного производства), текстильной, чулочно-перчаточной и швейной промышленности, производства мебели (особенно плетеной из ивовой лозы), сборного деревянного домостроения, народных промыслов и ремесел, фармацевтики и косметики. Прикамье, например, обладает огромными ресурсами для производства галеновых препаратов (препаратов, основанных на использовании биологического сырья - настоек, вытяжек, экстрактов и пр.).

Считается, что мировой рынок биопродукции окончательно сформировался в 90-х годах прошлого столетия и сегодня демонстрирует устойчивые темпы роста (до 25% в год). Его величина оценивается только по европейским странам в 25 млрд. долл. Для развитых аграрно-индустриальных стран переход к биопроизводству требует огромных затрат и длительного времени, а порой по ряду причин и вообще невозможен. Так, одним из требований получения экологически чистых продуктов животноводства считается обеспеченность сельхозугодьми не менее 6 га на одну корову. Этот показатель недостижим для большинства стран Европы, но почти соответствует современной ситуации, сложившейся в Прикамье. Парадокс заключается в том, что сокращение сельхозугодий происходит интенсивнее, чем снижение поголовья крупного рогатого скота, поэтому область с каждым днем все более и более приближается к "идеалу".

Страны ЕС только ставят перед своими сельхозпроизводителями задачу достижения 15% доли экологически чистых продуктов в общем объеме аграрного сектора. В нашей ситуации эта доля едва ли многим меньше 100%. Уникальность современного этапа эволюции хозяйства Прикамья заключается в том, что на его территории туристы могут ознакомиться как с девственно чистыми местами и заповедными территориями, так и с объектами, демонстрирующими варварское, недопустимое отношение к окружающей среде. Ряд предприятий и производств области входит в число наиболее экологически "грязных", а соответствующие населенные пункты открывают общероссийский перечень экологически неблагополучных территорий. При этом туристы могут быть обеспечены экологически чистой пищей и средствами гигиены, жить в домах, изготовленных только из натуральных материалов, пользоваться экологически чистым инвентарем и носить соответствующую одежду и обувь. А на память о своей поездке приобрести биопроизводенный сувенир.

Автор: В.А.Столбов

 
Rambler's Top100 © Путевые студенты. 2004г.
Hosted by uCoz