Региональный туризм Прикамья: содержание и направление развития. Одной из сложностей развития современного российского туризма представляется нерешенность принципиальных теоретических вопросов, связанных с сущностью явления, его экономическим и социальным содержанием. Это проявляется уже, например, в определении самого понятия туризм, классификации его видов и т.д., допуская множественность иногда противоречащих друг другу позиций. На уровне практической туристской деятельности теоретические трудности отражаются в несовершенстве законодательных актов, программных документах, принципах проводимой государственной политики. Признавая невозможность полной унификации понятийного аппарата в сфере туризма (хотя бы в силу самой сложности рассматриваемого явления), отметим "непреходящую" актуальность подобных теоретических изысканий. Сегодня в туристском лексиконе укореняется понятие "региональный туризм", основные контуры которого и хотелось бы наметить. Устоявшиеся характеристики туристской деятельности связаны, как правило, с уровнем национальных государств, имеющих четко зафиксированные границы. По направлению туристского потока традиционно выделяются выездной, въездной и внутренний туризм, образующие при разных комбинациях международный, национальный и туризм в пределах страны. А.Ю. Александрова (2001) считает, что такое членение может использоваться на различных территориальных уровнях: глобальном, региональном, страновом, местном. При этом региональный уровень выступает скорее как надгосударственный (шесть макрорегионов ВТО). И.В. Зорин, В.А. Квартальнов (2000) определили региональный туризм как туристскую деятельность, характерную для конкретного региона - совокупности стран или территорий с однотипными условиями развития туризма и схожим уровнем туристской освоенности. Здесь регион выступает единицей, не имеющей четкой размерности (например, Северная Америка и Северный Кавказ). В распространенном же понимании среди многих российских специалистов (особенно управленцев) региональный туризм связывается с четко обозначенной территориальной ячейкой - субъектом федерации. Если провести параллель: национальный туризм - региональный, то последний по аналогии будет включать внутренний и выездной туристские потоки. Пермский туризм в таком случае будет обозначать туристские поездки жителей области (края) независимо от их направленности. Однако чаще всего на практике употребление понятия региональный туризм акцентирует внимание, прежде всего, на въездном потоке и его влиянии на социально-экономическое развитие (то есть берутся процессы в пределах региона). При этом туризм рассматривается как экономический феномен (отрасль хозяйства), как правило, с подсчетом возможных расходов привлеченных посетителей, числа создаваемых рабочих мест и прочих последствий. Вместе с тем, вполне логичной может выглядеть также точка зрения, рассматривающая словосочетание региональный туризм не как содержательное понятие, а только в качестве указания на определенную территорию, с которой связана вся совокупность явлений и процессов сферы туризма. Сделать однозначный выбор из вышеуказанных взглядов вряд ли сейчас представляется возможным, понятие Региональный туризм еще только "просачивается" в научный оборот, наполняется содержанием и оформляется. Однако широкое распространение этого словосочетания можно уверенно прогнозировать на будущее. Такое суждение основывается хотя бы на факте огромной популярности термина "регион", отличающегося универсальностью и эластичностью использования. Например, можно одновременно рассматривать туристские процессы в пределах таких разных территориальных единиц, как Горнозаводское Прикамье и Свердловская область. Однако в нашем случае многозначность понятия регион накладывается еще и на многоаспектность самого туризма. И.В. Зорин (2001), например, выделяет как минимум четыре взгляда на сущность туризма: отрасль экономики; межотраслевой комплекс (рынок); экономическая деятельность туристского предприятия; деятельность самого туриста. Внутренняя противоречивость, по-видимому, неотъемлемый атрибут туризма, который предстает одновременно как социальный феномен (деятельность людей во время отдыха и путешествия) и как сектор экономики (деятельность по организации отдыха). Для уточнения экономического содержания туризма очень часто используют такие обозначения как индустрия туризма, туристский комплекс, гостеприимство. Для уточнения же регионального измерения туризма целесообразно, на наш взгляд, различать два взаимодополняющих понятия: региональный туризм как форма миграций жителей региона (и связанный с ней комплекс социальных явлений) и региональный туристский комплекс, объединяющий предприятия обслуживающие туристский спрос (экономическая система). Повышенный интерес к региональному измерению туризма в настоящее время вполне закономерен. Реформы начала девяностых сопровождались широкой "суверенизацией" субъектов федерации. Резко повысилась роль границ отдельных территориальных ячеек, утвердилась региональная экономика, региональная политика. Открывшиеся возможности самоуправления и саморазвития с необходимостью поставили вопрос о максимально эффективном использовании всех внутренних ресурсов территориального образования. Поиск новых путей совершенствования отраслевой структуры привлек внимание к туризму, причем со стороны многих территорий, ранее не специализировавшихся на широком предоставлении рекреационных услуг, имеющих образ, что называется, нетуристского региона. В советскую эпоху туристско-рекреационный комплекс функционировал в рамках централизованного планирования и управления в русле системного подхода. В науке и на практике это выражалось в исследовании, проектировании и функционировании территориальных рекреационных систем, основанных на технологических принципах и социальных нормативах. Региональные же аспекты туризма и отдыха находились скорее в тени. Рекреационное хозяйство располагалось, как правило, на специально оборудованных территориях двух основных типов: вблизи крупных центров (пригородные системы, ориентированные на кратковременный отдых) и специализированные рекреационные системы (туризм и длительный отдых). Главные туристские районы Советского Союза тяготели больше к периферии государства, не затронутой интенсивной хозяйственной деятельностью и обладающей привлекательными ресурсами. Такое размещение позволило позже Д.В. Николаенко (2001) выдвинуть оригинальную гипотезу об особой роли туризма как определенной стадии освоения территории, где привлечение широких масс отдыхающих подготавливало тем самым почву для дальнейшего развития других видов деятельности. В начале девяностых туризм попал в число сфер жизни общества, которые оказались наиболее затронутыми происходившими экономическими переменами. Изменился характер отдыха и путешествий с социально-ориентированного на коммерческий. Потеря основных туристских районов для широких масс населения "компенсировалась" свободой зарубежных путешествий элиты и немногочисленного среднего класса. Разрушение единого, четко управляемого рекреационного комплекса через некоторое время сменилось попытками формирования региональных туристских комплексов. Интерес того или иного региона к созданию экономически эффективного туристско-рекреационного комплекса достаточно четко фиксируется наличием утвержденной целевой программы развития туризма. На сегодняшний день уже около половины субъектов федерации приняли подобные документы, причем значительная часть - в последние два-три года. В ряде случаев ставятся достаточно амбициозные цели, так, например, правительство Москвы рассчитывает повысить долю поступлений от туристского комплекса в городской бюджет до 10% к 2010 году. В Прикамье интерес к туризму проявился в середине 1990-х, причем не на региональном, а на муниципальном уровне. Около десяти районов области в той или иной степени связывают с приемом гостей перспективы своего развития. Однако в приоритеты областной власти туризм не вписывается, что подтверждается и отсутствием принятой целевой программы. Это можно объяснить традиционной промышленной ориентацией Прикамья, многолетней "закрытостью" региона. Диверсифицированная отраслевая структура с ведущей ролью сырьевых производств обеспечивает относительную стабильность экономического положения, способствуя восприятию туризма только как одного из секторов рынка платных услуг. Население области (особенно жители крупных городов) достаточно активно участвует в туристском движении. Выездной туризм, хотя и сопровождается вывозом регионального капитала, выполняет очень важную социальную роль, позволяя реализовать самые разные потребности людей, многие из которых просто невозможно удовлетворить в регионе. Помимо выездного туризма значимую роль играет внутренний туризм и отдых. Можно отметить такие популярные виды проведения свободного времени как развлекательный отдых, познавательные экскурсии, спортивный туризм и активный отдых, лечебно-оздоровительный отдых, природно-ориентированный отдых (рыбалка, сбор ягод, грибов и т.д.). Думается, что возможности внутреннего туризма далеко не исчерпаны. При целенаправленных усилиях участников туристского рынка, а также органов власти (в части организации социального туризма) объемы услуг отдыха, туризма и экскурсий могут быть увеличены за счет привлечения тех групп населения, которые в силу разных причин не могут выехать за пределы региона. Также, наверняка, можно переориентировать часть турпотока направленного за пределы региона, хотя здесь необходимо учитывать невозможность организации многих форм отдыха (приморского, горного). Здесь уже потребуются более серьезные действия, направленные на развитие многофункционального туристского комплекса, в частности, повышения качества сервиса. Кроме того, необходимо учитывать разницу в психологических установках туристов. Отдыхающие поблизости от места своего проживания в меньшей степени ориентированы на высокие расходы, чем прибывшие издалека. Несомненные перспективы внутреннего туризма можно связывать с расширением краткосрочного отдыха, относящегося к недельному (а может быть даже и к дневному) рекреационному циклу. Очень хорошо внутренний туризм всегда увязывался с такими видами деятельности как образование (в частности, краеведение) и здравоохранение (оздоровление, с использованием мощной базы санаториев-профилакториев). Можно отметить в целом благоприятные возможности природных комплексов и историко-культурных памятников Прикамья, которые при дополнении качественной инфраструктурой способны удовлетворять различные потребности населения. Однако задача состоит в том, чтобы перевести эти потребности в экономическую категорию потребительского спроса. Главной целью развития региональной индустрии туризма обычно выступает все же привлечение посетителей из-за пределов региона. При этом почти всегда подчеркивается необходимость координации и поддержки со стороны территориального управления. Протекционизм в туризме, по-видимому, имеет объективные причины и связан с острой конкуренцией за рынок сбыта местных товаров и услуг. В таком контексте собственно туристские предприятия могут рассматриваться в качестве проводников, доставляющих новых потребителей, а осуществляемый таким образом дополнительный экспорт освобождается от затрат на транспортировку, хранение, продажу. Вместе с тем встает необходимость в реализации целого ряда мероприятий, которые недоступны самостоятельным субъектам рынка. Одна из проблем развития туристского комплекса - состояние общей инфраструктуры, в первую очередь, дорог. Так, строительство новых автодорог в последние годы создает новые туристские перспективы Чердынского района, облегчает сообщение с восточными районами области. Улучшилась и транспортная доступность по отношению к соседним регионам, а создание новой железной дороги Белкомур позволит выйти на новый рынок сбыта туристских услуг на Севере Европейской России. Вообще, удаленность Прикамья от государственных границ (а, следовательно, и от основных потоков иностранных туристов) в какой-то степени компенсируется близостью ко многим регионам, генерирующим туристские потоки: крупные агломерации Урала и Поволжья, сырьевые районы Западной Сибири и Севера. Однако одних выгод географического положения недостаточно без целенаправленного продвижения региона на туристском рынке. Сегодня формирование благоприятного образа Прикамья существенно облегчается благодаря объединительному процессу в рамках Пермского края. Важно максимально эффективно использовать положительный информационный фон для повышения информированности населения России о Прикамье и его туристских возможностях. Ресурсы региона позволяют создавать и продвигать несколько туристских продуктов одновременно. Однако достижение более быстрого и эффективного результата, возможно, потребует формирования одного - двух хорошо узнаваемых образов - брэндов. Общая же стратегия должна быть направлена не только на привлечение посетителей, но и решать задачу удержания туристов на некоторое время в регионе (предложив качественные услуги), а в дальнейшем стимулировать их возвращение. Формирование же целенаправленной туристской политики должно включать механизм оценки результатов отдельных действий, который требует налаживания статистического учета. Региональный туризм Прикамья способен существенно улучшить социальную ситуацию, а также будет способствовать развитию экономики ряда территориальных образований.
Автор: Ю.А. Худеньких
|
|
© Путевые студенты. 2004г. |