Алтай: горы, реки, люди, катамараны.

Едем как белые люди - в купе

Красоты Алтая

На палатки надвигается небо

Переправа-переправа, берег левый - берег правый

33 коровы … 33 коровы…

На волнах восторга…

Каньон пройден!

Путешествие началось 26 июля 2003 года. Так далеко с такой шумной компанией я никогда ещё не ездила. Проводники с ужасом смотрели на ТО, что к ним сейчас сядет в вагон.

В воздухе витала атмосфера предвкушения. Это как видеть вкусный торт. На самом деле ты не можешь знать, вкусный ли торт перед тобой. Вот оно, атмосфера предвкушения. Мы все видели перед собой торт, но каким он будет - никто не знал. А ожидал от этого тортика каждый своё…От простого получения удовольствия до совершенствования своей личности. Поход - это хорошая практика познания себя. Наверное, не случайно частыми словами этого сплава вскоре стали слова типа "карма", "медитировать" и т.д.

Но вернёмся к поезду… Пермь провожала нас жарой. Мы ехали в купе, как боги :-) Тогда у нас была ещё вкусненькая еда, короче, всё ещё впереди. Многие только-только знакомились с теми, с кем нам предстояло пожить 2 недели. Развлекались всеми доступными нам способами: играли в карты, юзали гитару. У меня было ощущение, что я тогда поставила личный рекорд по продолжительности игры на гитаре: с раннего вечера до поздней ночи :-) По ночам вообще мало кто спал. Имели место и философские беседы, и игра на гитаре, кучи игр.

В Новосибирске мы были на следующий день. Стоянка часа три. Мы разделились на команды, чтобы по очереди сторожить вещи на вокзале, пока остальные осваивают город. В городе мы ведём себя хуже, чем дети в цирке, ходим, только показывая пальцем на всё, что нас удивляет. А удивляет многое - от обилия часов на улицах города до номеров автобусов - они четырёхзначные. Но вскоре мы разгадываем обе загадки. Часы просто чтобы мы не забывали, что надо возвращаться на вокзал, а большие автобусные номера - это просто обозначение того, что они коммерческие. Довольные нашими аналитическими способностями, едем дальше.

А дальше - город Бийск. Он мало того, что меньше и скучнее Новосиба (да простят меня его обитатели), так он ещё и спал мирным сном, когда мы туда приехали. Всё-таки, пять утра, нормальные люди ещё спят :-) Долго не могли купить продукты - надо же, магазины закрыты. Одна партия наших уехала-таки на место начала сплава, а та часть, в которую попала я, задержалась, чтобы купить продукты. Вещички наши тем временем увезли. Спасибо, хоть гитару оставили. После того, как мы пели часа 3, водитель не выдержал и включил на всю катушку какую-то попсу. Мы пытались, конечно, заглушить её песней "Никто не услышит", однако, аудиотехника - штука серьёзная :-((

Алтай встретил нас дождём. Может, Алтай хотел проверить нашу выносливость. Возможно, мы как-то ему ещё насолили. Не знаю. Но в близлежащей деревне, Ильинке, нам сообщили, что дождь идёт непереставая уже недели две. Антошка начал шаманить: "Пусть всегда будет дождик! Пусть всегда будет дождик!" Появляется солнышко :-) Всё логично. Однако многие уже промокли, кое-кто начинает жаловаться, и Алтай обижается на нас, вновь посылает дождь.

На следующий день мы спускаемся на воду. Река сразу показывает нам свой нрав - мы её явно недооценили. Буквально через несколько минут с катамаранов начинают падать люди, уплывать вёсла, шлёпанцы, короче всё, что плохо лежит. Через несколько минут за поворотом мы видим низкий мост, изо всех сил чалимся, река неумолимо несёт нас к нему. Однако, причалиться нам удаётся, правда ценой искупавшейся Ленки.

Попробовали протащить кат под мостом, получилось, но с огромным трудом. Так что остальные каты перетаскиваем по берегу. Тем временем опять пошёл дождь. Искупавшихся и промокших отпаивают волшебной жидкостью. Чтобы согреться, девчонки сбиваются в кучку и греются.

В этот же день искупался Викторович. Мы попали под расческу, услышали сзади шум, обернулись и увидели Викторовича, бежавшего по калено в воде за катамараном. Было весело смотреть за этим, позже мы долго над этим смеялись.

Почему-то долго искали ночёвку, сушились, приходили в себя. Тогда ночью мы впервые заметили на небе светящуюся точку, которая равномерно так двигалась по прямой. Решили, что это спутник, хотя всё может быть :-)

Следующий день, 30 июля проходит экстримально. Весла уплывают от нас с невероятной скоростью. Каждый кат может рассказать что-то своё. Допустим, наш катамаран, который, кстати, не потерял ни одного весла за весь поход, в этот день то и дело налетал на деревья, меня вот сильно поцарапало одним из них, а нашего руководителя Ваньку вообще снесло. Я то и дело видела, как кто-то опять искупался. Река узкая, каты плохоуправляемые. Мы потеряли в общей сложности 11 вёсел, панамку, 5 шлёпанцев и 24 совести (Викторыч свою предусмотрительно оставил дома).

А вот что пишет об этом дне другой участник сплава:

"В один момент мы не успеваем выгрести и налетаем на дерево, растущее прямо по середине реки. Одну гондолу задирает вверх на дерево, и наш кат начинает становиться на бок. В одно мгновение пропадают все мои мысли, а из глаз - вся природа вокруг. Передо мной только переворачивающийся катамаран с экипажем. В ту же секунду откуда-то сзади Викторович выкрикивает: "Все на правый борт!" С предельной быстротой мы (всего на кате нас шесть человек) вскарабкиваемся на правый задранный борт, и кат вновь ложится на воду. Развернувшись, катамаран получает момент, начинает крутиться и быстро плыть дальше по течению. Я оборачиваюсь назад и вижу, как Викторович вытаскивает упавшую в воду Ленку (она в команде нашего ката). В ее глазах ужас, но скорее не от страха, а от холодной воды. Я заметил оставленное весло возле злополучного дерева.

В результате шока и отсутствия времени на то, чтобы собраться, мы вновь не успеваем выгрести, и нас затаскивает под расческу с толстыми ветками. Мы ложимся, вытянув ноги и прикрыв руками глаза, ветки облизывают кат и вещи, привязанные к нему. Катамаран выталкивает из-под расчески и кидает на другой берег под следующее ветвистое дерево, склонившееся над водой. Времени управлять катом просто нет, мы лишь успеваем посмотреть, что нас ожидает дальше. Мельком взглянув на очередное дерево, на которое нас несло, в голове промелькнуло, что нам хана. Я подумал, что ветки этого дерева слишком толстые, чтобы отогнуться под тяжестью ката. Не успев отскочить от наиболее толстого ствола дерева, я слышу, как сзади меня окликает Сашка (он тоже в нашей команде). Он попытался схватить меня и удержать, чтобы меня не сбило в воду. Чудом мы выплываем из-под расчески в полном составе, потеряв лишь только несколько весел. Я оборачиваюсь взглянуть на экипаж и сохранность вещей. Наши рюкзаки в грязи, весь катамаран в листьях и ветках . В мои глаза бросается кровь под расшибленным носом Викторовича. Мои ноги в ссадинах и царапинах."

Почему-то наш кат проходит это место без потерь, мы были удивлены, увидев состояние остальных катов (мы шли первыми). Короче, никаких приключений :-((

Далее мы делаем остановку возле деревни, чтобы привести кат и себя в порядок, перекусить и сделать новые весла. Встречаем москвичей (4 на одном кате). Они перевернулись, потеряли кучу вещей, теперь сушились. Мы перекусили прямо у них на поляне, воспользовались их костром. Вообще нам попадалось много туристов, мы постоянно проплывали мимо каких-нибудь москвичей, питерцев, ещё кого-нибудь (или они мимо нас - это уж как повезёт).

Самым сильным впечатлением похода был перевернувшийся кат. Было сложное место, с множеством расчёсок и других препятствий. Этот кат шёл первым. Одну гандолу затащило под расчёску. Вообще трудно себе представить, как такой устойчивый катамаран может перевернуться. Оказывается это возможно.

Конечно же, все люди, плывшие на этом кате, оказались в воде. Труднее всего было всплывать. Представьте себе: вы под водой и вдруг натыкаетесь на кат головой, надо отплывать в сторону, а воздуха уже не хватает. Лиля всплыла между досками, образующими раму ката. Руководитель ката, Антон, говорит: "Ныряй!!". А у неё ужас в глазах. Но ужас был не только у неё. Всплыв, Антон первым делом пересчитал людей. Не было Серёги. А рядышком плавал пустой спасик. Как рассказывал Антошка впоследствии, этот момент был самым страшным.

Но всё обошлось. Оказалось, Серёгу отнесло к берегу, а спасик был Наташкин, она его просто не надела. Говорит, что она упала в такое место, где было полно веток, если бы она была в спасике, обязательно за что-нибудь зацепилась бы.

Плывшим сзади катам представилась такая картина: неестественного вида кат (гадаем - перевернулся или нет), пустой спасик - он даже у нас вызвал шок, а у берега, по пояс в воде идет Серёга. Мы ему: "Давай, садись к нам!". А он: "Да я как-нибудь по берегу". Шок у человека. Но многие потом смеялись: "О, человек водным стопом занимается".

Оказалось, что вещи мы привязываем хорошо, потому что с ката почти ничего не уплыло. Счёт: один небольшой котелок, флаг, спасик и пять вёсел. Остаток дня все делились впечатлениями, сушились.

Следующий день, 31 июля, был объявлен днёвкой. После бурных потрясений мы рады были отдохнуть. День выдался жарким, все достали купальники, много дурачились, играли на гитаре, даже купались, хотя вода была достаточно холодная, пытались даже рыбачить. Ходили в деревню - помылись в бане, прикупили материал для вёсел. Да и просто сходили в магазин. Оказывается, городской человек имеет в этом потребность, как в наркотике - купить какую-нибудь ненужность.

Ночка выдалась неспокойная. К нам приехали местные на мотоциклах, "познакомиться". Нам рассказывали, что местные иногда даже стреляют в туристов, так, со скуки, поэтому выставили охрану. Людям в палатках казалось, что мотоциклы едут прямо на них, реально боялись, что они не остановятся. Местные подсели к костру, нормально так стали разговаривать. Антошка и Викторович поддерживали беседу таким образом, чтобы ситуация не переросла в конфликт. Наконец, они уехали. Однако, пацаны по очереди дежурили всю ночь.

Но местные не все такие. Антошка рыбачил с мальчишками из Куягана, был от них в восторге. Одного мы даже прокатили на кате на следующий день.

Наступило 1 августа, всё просохло, и вот, обновлённые, мы поехали дальше. Место было спокойное, почти не было препятствий, поэтому мы устраивали водные баталии, благо было тепло, и мы никуда не спешили.

На следующий день мы, наконец-то вошли в каньон. Начались пороги :-))Мы проходим их чисто и прибываем на стоянку "Весёлая". Эта стоянка оборудована по последнему слову техники: посередине стоит холодильник, на близрастущем дереве - указатели всех городов России. Есть журнал, в котором каждый, кто бывает на этой стоянке, оставляет свой след. Есть и баня… Цивилизация!!! "Анаконде", сделавшей эту стоянку наш большой привет!

Стоянка часто посещаемая, только при нас туда пытались заселиться 2 команды.

Мы хотели ещё влезть на скалы, которые были рядом, но погода мешает нам. К вечеру поднимается настоящая буря, ливень, ветер. В баню тоже пошли немногие, опять же из-за погоды.

На следующий день проходим пороги на усиленных катах (по четыре опытных капитана), некоторые идут по берегу. Каждый порог мы сначала разведываем, обговариваем. Сам проход снимаем на камеру.

Тем временем погода портится. Теперь нас мочит не только снизу, но и сверху. Единственное место, которое остаётся у меня сухим после каждого порога - это фотоаппарат за пазухой в кулёчке. Остальное - как повезёт.

Однажды мы остановились поесть и размяться. Стали играть в сумо. Спасики для этого хорошо подходили (в качестве животов) :-)) Ещё мы играли в троллейбус. Просто пошёл дождь и мы все, 25 человек, накрылись одним тентом. Ощущения такие же, как от давки в троллейбусе, если бы не те приколы, которыми мы всё это сопровождали.

4 июля мы проходили порог "Челюсти". Точнее проходили его капитаны, а мы стояли на берегу и завидовали. Однако, когда наши капитаны сели на камень, а мимо проплыла перевернувшаяся сломанная байдарка, мы поняли, почему нас не пустили. Вскоре нашим удалось стащить кат с валуна. И тут мы увидели человека, плывущего сквозь все пороги в одном спасике. В его глазах был ужас. Мы помогли ему выбраться. Вскоре проплыл ещё один, уже на байдарке, он удачно прошел порог. Оказалось, их было четверо, все из Питера. Потерпели крушение, их разбросало по разным берегам, мы им помогли собраться. У них уплыли практически все вещи. Мы позже наткнулись на одну герму, вернули им. Вот оно как бывает. Реки могут быть и жестокими.

После порога нам обещали лишь лёгкие выходные шиверы. Ничего подобного, там такие бочки двухметровые, волной с головой накрывает, супер!

Выход из каньона был резким, река сразу стала равнинной, со спокойным течением. Приходилось угребаться - за 2 дня нам надо было пройти 50 километров, до того места, где река подходит к берегу, и нас могли забрать автобусы.

Питались орехами и финиками, зато прямо на воде, сцепившись четырьмя катами. И, конечно же, брызгались водой. Ещё мы искупались в грязи. Уж не знаю почему, но у берега была большая лужа, так многие из нас туда разве что с головой не залезли, брызгались ей друг в друга :-))

Был ещё интересный поход в деревню. Накануне у нас подошли к концу продукты, питались бичпакетами, недоеденными в поезде. А видели ли вы когда-нибудь группу туристов, изголодавшихся по таким простым вещам, как шоколад, конфеты, йогурты, молоко и т.д. Мы с такими дикими глазами неслись к магазину, скупали и тут же ели фрукты, пили сок. Местные смотрели на нас как на полных придурков, кстати, вполне обосновано.

А вечером был офигительный закат. Алтай как будто ласково провожал нас. Ещё мы играли в футбол, до самой темноты, хотя мне показалось, это был бой скорее с комарами, чем футбольный матч. Много их там, однако…

Для некоторых это была последняя ночь у костра, поэтому мы пели у костра пол ночи. На следующий день мы прошли ещё немного и встали на просушку снаряжения и одежды. А сушить было что. Позапрошлой ночью все вывесили практически все свои вещи, даже те, что были мокрыми только слегка (натянули специальную верёвку, потому что сушить надо было много). По закону подлости пошел мегадождь, хотя с вечера на небе не было ни облачка.

Денёк, что остался нам для просушки, был на удивление солнечный, высохло всё. Успели даже помыться в реке и поплавать в своё удовольствие. Вечером одна группа уехала. Из-за нехватки билетов нам пришлось разделиться - одни поехали через Новосибирск, гуляли там сутки, а другая выехала в 5.30 утра на следующий день через Омск. Ночью почти никто не спал.

В Омске мы тусовались на вокзале, опять же разделившись на части, пугали своим видом прохожих и даже местных бомжей. Спали прямо на вокзале, на пенках, под деревьями, благо есть у них полянка, поросшая травой, прямо на вокзале.

Возвращаться всё-таки было немного грустно. Алтай остался в душе светлым пятном, несмотря на все трудности, порой ненастную погоду.

А тем, кто не был ещё на Алтае, советую побывать - вы почувствуете силу Матушки природы, как это сделали мы.

Автор: Андрей Потеряев (студент ПГИИК)
Rambler's Top100 © Путевые студенты. 2004г.