Историко-культурный потенциал потенциал Соликамска как туристического объекта.

"Соликамск городок - Москвы уголок". Эта меткая пословица о нашем древнем городе, который назывался в старину Усолье Камское, или Соль Камская.

Эта старинная поговорка свидетельствует о том, что по внешнему облику (многокупольный и многохрамовый), по оживленности, по богатству наш город мало уступал столице. Если Москва - объединяющий центр государства, то Соликамск один из немногих центров того времени, крепивших могущество державы.

"В лето 1613 года ведать стали Соль Камскую Воеводы Государевы". Соликамск становится центром вновь образованного Соликамского Воеводства. Соликамскому воеводе подчинялись огромные пространства: от Печеры на севере до Сылвы на юге, от Верхней Камы до Уральских гор. В 1636 г. упраздняется Чердынское воеводство. Таким образом, Соликамск почти на два столетия (до 1781г.) становится промышленным, административным, культурным и религиозным центром огромного региона.

Воеводы представляли царскую власть в регионе и ведали почти все отрасли местного управления. Они вершили суд и расправу, следили за сбором налогов и пошлин и за сохранностью этой казны. Воеводам поручался набор войска, раздача хлебного и денежного жалования, распределение службы между "служилыми людьми". Они были обязаны ловить воров и разбойников, преследовать беглых, принимать меры против пожаров, заразных болезней, запрещенных игр, соблазнительных зрелищ, контрабанды; и даже следить за исполнением духовенством служебных обязанностей и посещением церкви прихожанами.

Специально для воевод в Соликамске была сооружена большая воеводская усадьба на берегу Усолки. Сосредоточением всех административных дел стала приказная изба, первоначально деревянная, а в 1673 г., после большого пожара, заложили каменную. Датой окончательного строительства приказной избы считается 1688 г. Она сохранилась до наших дней и известна как Дом Воеводы.

История Соликамского воеводства и дел воевод - слуг государевых - в сущности, история самой России, её становления как могучей и обширной державы.

Наш город на заре своего становления имел важное стратегическое положение, имел активно развивающуюся экономику.

По первой, известной нам переписи Ивана Яхонтова в Соликамске было в 1579 году: 190 дворов, 16 соляных варниц, 27 торговых лавок, несколько церквей, около города было 23 деревни, 11 починков, и 3 займища.

Соль - большая ценность. Наиболее древним полезным ископаемым который открыл и использовал человек стала СОЛЬ. Поваренная соль - незаменимый пищевой продукт. Издревле люди знали о лечебных свойствах соли. Так в наших северных лесах охотники закрывали раны хлебным мякишем, пережеванным с солью.

Соли предавали магическое значение. Считали, что она защитит от сглаза ребенка (сыпали на темечко), молодоженов во время свадебного пира (вешали на шею ладанки с солью), животных (перед первым выгоном на луг весной посыпали солью), дом (отсюда традиция держать на столе солонку). Просыпать соль в доме, опрокинуть солонку, означало разрушить семейный оберег, а значит навлечь беду. До сих пор жива примета, просыпать соль к ссоре, к неприятностям.

Соль была очень дорогим продуктом, так на Руси и повелось, дорогих гостей встречать самыми ценными продуктами ХЛЕБОМ и СОЛЬЮ.

На соли вырос наш город на заре 15 века, солью живет и сейчас самое крупное промышленное предприятие в Соликамске в наши дни ОАО "Сильвинит" предприятие по добыче и переработке калийных, магниевых солей, каменной соли.

На протяжении многих веков история Соликамска неразрывно связана с соляной промышленностью. Город расположен на территории, в недрах которой находится огромная многопластовая залежь каменной, калийной и магниевой солей Верхнекамского месторождения.

Уже несколько столетий Урал является индустриальным сердцем России, а солеварение-первая и наиболее старая отрасль горнозаводской промышленности. Добыча соли стала, пожалуй, одной из причин проникновения и колонизации русскими Пермского края. В первой четверти XY века на реке Боровой основали солеварни посадские люди из Вологды - братья Калиниковы. Около 1430 года они перенесли свои промыслы на реку Усолку, дав начало будущему городу Соликамску.

Пермская соль, или "Перьмянка", уверенно вытеснила на внутрироссийском рынке соль Северного соляного промысла с рынков Московского государства, соль, доставляющуюся из Беломорья, Сольвычегодска, Тотьмы. "Перьмянка" пользовалась устойчивым спросом в Москве, Смоленске, Нижнем Новгороде, в Поволжье и Сибири. Успешно конкурировала с испанской солью в Пруссии, Германии.

Соль - большая ценность, привлекала сюда предпринимателей со всей России. Соликамск превращается в XVII самый крупный солеваренный центр страны. Здесь добывалось до 7 миллионов пудов соли в год, что составлял 70% соледобычи России.

В Соликамске на варницах было занято 500-600 человек, причем посадское население самого Соликамска не составляло и трети всего его количества. Основная масса рабочей силы состояла из ярыжных, т.е. крестьян соседних сел прибывших в город в поисках работы. Таким образом, уже в XVII солеварении в основном использовался наемный труд.

Возникшее, как горный промысел, солеварение Соликамска стало началом развития промышленности на Урале.

В "Соленой столице России" начало российской цветной металлургии. В 1634 году у деревни Григоровой устанавливаются первые медеплавильные печи.

По указу царя ведется дальнейшая разведка и разработка месторождений меди. Благодаря открытию залежей меди, Соликамск становится центром цветной металлургии. В 1635г. на реке Камгорке, у Пыскорского монастыря, был построен первый, не только на Урале, но и в России, медеплавильный завод.

А в 1731 г. на реке Талица соликамский купец Михаил Турчанинов построил свой завод. Его приемник Алексей Федорович в 1742 г. открыл металлургическую фабрику по изготовлению медной посуды. Сервиз этой фабрики был преподнесен в дар императрице Екатерине. Та была поражена тонкой работой и пожаловала Турчаниновым дворянский титул.

В жизни города и по сей день, металлургическая промышленность играет не маловажную роль. В 1933 г. был заложен соликамский магниевый завод действующий и поныне. В годы войны это было единственное предприятие, поставляющее магний. Этот легкий, серебристый металл люди производят без малого столетия, но в наше время он словно обрел второе рождение - так широка, стала область его применения. Авиация, вагоностроение, машиностроение, это еще не все.

Соликамск стал "ключом" к Сибири. С открытием в 1597 году знаменитой Бабиновской дороги, которая брала свое начало в Соликамске, Московия получила надежный и кратчайший путь в Сибирь. Почти два века дорога оставалась единственной дорогой между Европой и Азией, помогала удерживать Сибирские земли в составе Руси.

Соликамска летопись сохранила несколько повествований о набегах на Соль Камскую иноплеменных народов Сибири. Самое раннее упоминание, относится к 1506 году. Исключительно жестоким был набег 1581 года Сибирского хана - Кихека.

Этот набег станет последним в истории Соликамской. В следующем 1582 году дружины Ермака начнут свой поход против Сибирского хана.

Самым памятным был набег 1547 года, в летописи называются точные даты, враг отступил от Соликамска 25 мая, но преследование врагов продолжалось еще несколько дней. Соликамские воины вернулись в город лишь 30 мая. Это была 9-ая Пятница по Пасхе.

Наши предки были убеждены в том, что небесное проведение помогало избавиться от врага и спасти богохранимую Соль Камскую.

Все набеги сопровождались многочисленными жертвами. Кроме 12 каменных храмов в Соликамске было: 20 часовен - 5 из них стояли на братских могилах погибших во время набегов.

Так ещё в 16 веке сложилась традиция - чтить память погибших защитников города, посещать их могилы с крестным ходом и возносить молитвы святым и угодникам, которые помогли спасти Соль Камскую от разрушительных набегов.

Много веков назад, сложился особый христианский праздник, который отмечался очень широко. Горожане собирались около своих приходских церквей, после формировался и шел вокруг города большой крестный ход. Он обязательно проходил около тех самых 5-ти часовен на могилах захоронения погибших горожан, заканчивался у главного храма города - Троицкого Собора, большим молебном. Где соликамчане молились, чтобы небесные защитники города хранили град, сей Соль Камскую.

С 18 века на 9-ую Пятницу по Пасхе в городе разворачивалась ярмарка. С бойкой торговлей, балаганами, ярмарочными развлечениями.

Так из года в год, из века в век с молебном и крестным ходом, с ярмарочным торгом и веселым гулянием, разными забавами и молодецкими потехами проходил в Соли Камской праздник на 9-ую Пятницу по Пасхе. В Соликамском краеведческом музее центральная экспозиция, посвященная истории города так и называется "9-ая Пятница по Пасхе". По признанию специалистов ОАО "Пермтурист" - лучшая краеведческая экспозиция в области.

В 1589году был основан Соликамский мужской монастырь (действует и ныне). В XVII веке появился женский монастырь и 9 церквей возведенных в камне.

Каждая из 12 каменных храмов Соликамска - это особая история. Так комплекс женского Преображенского монастыря (XVII в.) - памятник женской верности. Вдова купца Евдокия Щепоткина пустила оставленное ей состояние на строительство монастыря, где провела более 30 лет.

Церковь Жен Мироносиц бывшая городская кладбищенская до сей поры преподносит нам сюрприз за сюрпризом. Она являет собой пример мужской преданности. История появления этого храма связана с судьбой семьи солепромышленников Суровцевых.

На Церкви Иоанна Предтечи (н. XVIIIв.) помещена памятная доска, посвященная основателю первого в России ботанического сада, Григорию Демидову. Представитель знаменитого рода российских промышленников оставил очень яркий след в истории нашего города, да и страны. Память о знаменитом земляке хранит ныне действующий в Соликамске дендропарк.

Несмотря на сложную историческую судьбу, многочисленные пожары, старый Соликамск сохранил свой неповторимый облик. По мнению специалистов, центральный архитектурный ансамбль города уникален. Он включает в себя редчайший по декоративной отделке Крестовоздвиженский зимний собор, заложенный в 1698г. В 1698г. был освящен главный храм города - пятиглавый летний Троицкий собор с двумя крыльцами. Собор поражает монументальностью и богатством пластических решений.

Комплекс соборов венчает Соборная колокольня, возведенная в 1713г. Она является самым крупным в Прикамье столпообразным сооружением начала XVIII в. Имеет наклон подобно Пизанской башне.

Особое место в центральном архитектурном ансамбле занимает Богоявленская церковь, которая строилась с 1687 по 1695г. в стиле московского барокко со всеми его характерными проявлениями. В церкви сохранилось великолепное собрание икон начала XVII - XVIII веков и деревянный резной иконостас.

Дом воеводы - уникальный памятник архитектуры федерального значения. Самое древнее каменное сооружение гражданской архитектуры в нашем регионе.

Дом воеводы был построен в 1688г. В толстых стенах Дома проложены внутристенные ходы, устроены бойницы. Так, при опасности, воеводская резиденция превращалась в крепость. Из-под Дома воеводы уходило несколько подземных ходов.

Всего в Соликамске сохранилось 14 каменных памятников, построенных в XVII - XVIII веках. Описывать храмы Соликамска дело долгое и неблагодарное. Их надо видеть. Сохранились не только городские ансамбли, но и памятники архитектуры в окрестностях. Древнейшая на Урале каменная церковь стоит в селе Верх - Боровая (1676 г.)

В Соликамске же можно увидеть редчайший памятник русского промышленного деревянного зодчества - сооружения Усть - Боровского солеваренного завода. Музей истории солеварения "Усть - Боровской солеваренный завод" является уникальным памятником промышленной деревянной архитектуры, имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Усть - Боровской солеваренный завод, заложенный Рязанцевыми 125 лет тому назад, сохранился до наших дней. До 1 января 1972 года в его варницах вываривалась знаменитая "Пермянка" с использованием более чем пятивековой технологии. Практически полная сохранность производственных объектов Усть - Боровского завода, обусловила необходимость музеефикации остановленного предприятия. Так Усть - Боровской солеваренный завод стал первым в нашей стране заводом -музеем. С 1978 г. на территории Музея истории солеварения "Усть - Боровской солеваренный завод" начались реставрационные работы.

Музей истории солеварения "Усть - Боровской солеваренный завод" - филиал Соликамского краеведческого музея - был открыт в октябре 1986 года. В его состав входит 17 объектов - памятников деревянной промышленной архитектуры 19 века.

Музей создан на базе находящегося в черте современного Соликамска Усть-Боровского солеваренного завода, построенного в 1878-1882 гг Рассол добывали из скважин, над которыми стояли высокие бревенчатые срубы - рассолоподъёмные башни. Затем рассол накапливали в деревянных ларях, а оттуда подавали в варницы. До отправки потребителю соль хранилась в больших деревянных амбарах. В настоящее время сохранились две рассолоподъёмные башни, четыре ларя, пять варниц, четыре амбара. Все производственные здания построены в старых традициях и являются уникальными образцами промышленной деревянной архитектуры. Завод является единственным сохранившимся и не имеет аналогов не в России, не в странах ближнего зарубежья.

Соликамск имеет статус исторического города. В "каменной сказке", созданной руками русских мастеров, город сумел сохранить свое имя и душу.

Автор: О.В. Лебедева, г. Соликамск.

 
Rambler's Top100 © Путевые студенты. 2004г.
Hosted by uCoz